Previous Entry Share Next Entry
Каир на один день
vincenati
Знаю, как бывает нудно читать длинные посты, описывающие стандартные путешествия.  Каир, пирамиды, египетский музей -банальный маршрут.
Люблю задавать  себе и другим вопрос: что удивило, что поразило, какое было сделано собственное открытие?
Вот мое:
Неожиданный холод в Африке ( Каир же в Африке?)
Роскошь коллекции и полная запущенность египетского музея
Не перестаю удивляться реалистичности портретов 2 века н. э. (фаюмские  портреты)
Высочайшее мастерство египетских мастеров ( сокровища гробницы Тутанхамона)
Обнаженные мумии
Революция 25 января 2011 

Более подробно сюда

Пардон, под кат не убирается

10 лет назад мы проплыли Нил от Люксора  до Суана. Каким было наше разочарование, когда выяснилось, что знаменитые пирамиды мы не увидим. Они около Каира, который не входил в наш маршрут.
Поэтому, немного устав от пляжного отдыха, мы решили слетать в Каир. В самолете, загруженном в основном одними русскоговорящими туристами ( это перестало удивлять: табло  в аэропорту Шарм состояло почти все из городов бывшего СССР. Только из Шереметьево  8 рейсов в день! )
7 января- рождество в египте и выходной день. По пустой, пыльной дороге до Гизы нас домчали   за полчаса вместо обычных 1,5. 
Из машины выходить не хотелось.  Холодно!
Стереотипы стали рушиться из-за ледяного ветра. Пирамиды показались намного меньше, чем представляла. 
 Видимо в жарком мареве дрожащего воздуха пирамиды кажутся намного больше, чем это показалось нам.  
Солнце медленно поднималось из хаоса огромного города.  Все было охрянно-желтого цвета: раскрошенные грани пирамид, пустыня за их спинами, верблюды, кучкой лежащие в укромном уголке, притрушенные песком погонщики. Ярким изумрудным пятном зеленела куча травы, которой завтракали верблюды. Неестественно синее высокое небо. И вся эта картинка  под завывание хлесткого ледяного ветра. 
Слушать объяснения гида не было никаких сил, разглядывать пирамиды также. Появившиеся англичане во вьетнамках, шортах и носами цвета баклажан немного смирили с обстоятельствами. Мы приехали в брюках и кроссовках! 
В большую пирамиду не пускали- не работал свет. С облегчением юркнули в малую. В нее пришлось буквально заползать, согнувшись. В погребальной камере стоял гранитный саркофаг. Было тепло, но не хватало кислорода. 
Около третьей пирамиды стало немного легче: солнце поднималось,  ветер стихал. Приехали туристические автобусы. Погонщики подняли на работу верблюдов.

Каир- хаотичен и весь покрыт толстым слоем пыли. И мусор, кругом мусор. Ночной ветер кружит им пыльной спиралью.
Музей Каира- совершенно уникальный. Во всех отношениях. Никогда не видела столько пыли ( не древней!) , неухоженности.  Коллекция египетских ценностей непревзойденная, хотя я была и в Турине,  и в Лондоне.

Трудно представить, какими сокровищами обладали фараоны, если молодого малоправящего Тутанхамона отправили в мир иной с таким приданным. Все,  что было найдено 1920 году, выставлено в музее и трудно поддается описанию, увиденные фильмы не помогают. В полутемном зале , кстати плохо охраняемом, мы готовы были часами разглядывать работу, не могу назвать словом ремесленник, а художников высочайшего мастерства и вкуса.
Не успев перевести от восторга дыхание, увидела мои любимые Фаюмские портреты. 
Это совершенно другое восприятие, когда они лежат на том месте, для чего создавались, а не на стене в Бритиш музее или в нашем Пушкинском.
 Я знала, что это погребальные портреты, которые клали на месте лица запеленутой мумии, во времена правления Рима в Египте в 1-3 в н. э.
Но одно дело знать, другое- видеть.
 И снова стоишь в ступоре и понимаешь, что это портреты не кисти Сомова, Крамского или Кранаха, Гольбейна. Что они были созданы, когда еще и иконы не были придуманы!
Потом С. купил недешевые билеты, чтобы зайти в The royal mummies hall. Это просто ужас! Зачем они это сделали? Зачем? 
В стеклянных паралеллепипедах лежали растрепанные раздетые мумии фараонов.
Я рада за современную науку и ее достижения, но получается некоторый абсурд.
Половина древнего египетского государства, а может быть и больше, работало  для великой идеи погребения, пардон, снаряжения в иной мир: пирамиды, могилы, ловушки для воров, украшения, саркофаги, предметы быта и развлечения. Мумифицировали, фаршировали, пеленали, облачали в маски, ожерелья, пояса, засовывали , как матрешек в расписанные саркофаги,чтобы потом наши современники раздели донага и засунули в стеклянный ящик на всеобщее обозрение. Что фараонам остается? Оскалить зубы, зажмурить глаза и сжать в кулачки засушенные скрещенные ручки.
Еще две детали, чтобы не забыть. В 2011 году( жаль, что не указана более точная дата, но скорее всего это произошло уже после революции 25.01.11) целый стенд с украшениями Тутанхамона,  которые верул Метрополитан музей. По значимости материальной шаг незначительный, ( отноительно всех сокровищ), а по смысловой - огромный. И снова закралось сомнение, может не надо было возвращать? Там они были бы сохраннее и больше людей их бы увидело?
На одном из стендов показан образец отреставрированной после разгрома во время революции статуэтки. Никаких других подробностей не узнали: что было разрушено, украдено неизвестно.
Когда вышли из музея, увидели рядом обугленное огромное здание без окон. Поскольку тур у нас был индивидуальным, решила задать вопросы нашему гиду- молодой девушке в мусульманском платке. Она с жаром стала рассказывать, что к Мубароку относилась, как к отцу, правда ей не очень нравилось, что творилось в последние 10 лет его правления. Она была за революцию. Но против того, чтобы теперь больного президента, который мог удрать за границу, но не сделавший этого, держат в тюрьме. Теперешним правительством она недовольна.
Потом мы бродили по восточному базару, но это неинтересно.

  • 1
Очень интересно ты написала. Как будто снова побывал в Каире, но увидел всё твоими глазами. А на нас тогда наибольшее впечатление произвёл "город мёртвых". Были?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account