Previous Entry Share Next Entry
Лидия Делекторская
vincenati

В музее Матисса я наткнулась на имя Lidia Delektorskaya и вспомнила, как в 2004 году в Пушкинской привезли Триптих Матисса "Танец". Не тот знаменитый Щукинский  "Танец", с которого по сути началась слава Матисса. А другой , который Матисс делал по заказу Альберта Барнста в 30 годы.
Тогда под некоторыми картинами я заметила в скобках " Передано в дар Л.Делекторской" Мне кажется, что я даже записала себе выяснить, кто это.   И забыла.
И вот вчера снова это имя.


Целый день читаю статьи, смотрю фильмы. Но вопросов становится больше, чем получаемых ответов.
Хотя два документальный фильма будут вполне достаточными, чтобы узнать,  так кто такая Лидия Делекторская?  И почему она не известна, как Гала Дали,  Хохлова Пикассо,    Надя Леже?
Кто она? Модель,  любовница, сиделка, секретарь, прислуга? Да-да, все это вместе взятое.  И такое банальное и естественное "любовница"- приходит первое на ум и считается логичным  (ей 22, ему-63. Он знаменитый художник, она - сирота и уже разведенная нищая русская эмигрантка с ограничением прав на работу. Он с ворохом болезней, 3 приносящими хлопоты детьми, с больной неуравновешенной женой,  она кроткая,  работоспособная,   покладистая   и   необыкновенно красивая.)
Потом она не напишет мемуаров, всячески будет избегать интервью. 40 лет после смерти Матисса будет продолжать работать на него и его память. Но ничего о себе. Поэтому фразу из ее письма цитируют все:

Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова - нет, но в душевном отношении -- даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня - единственным смыслом жизни».
Вот так буквально и нужно понимать.
А если хочется подробностей,  то написана книга Хилари Сперлинг о Матиссе.  Она  переведена на русский в серии ЖЗЛ, ее второй день читаю, главы, где в жизни Матисса появилась Лидия. И все встает на свои места и становится стыдно про мысли о" любовнице".
Но что еще меня потрясло, что благодаря Лидии в  России сейчас одна  из самых полных коллекций Матисса. Начиная с 1945 года она дарила Эрмитажу и Пушкинскому работы Матисса, которые покупала (!) у него. А еще он каждый год на Рождество и день рождения дарил ей свою картину. Так он ей " обеспечивал" жизнь без него. Жизнь была бы роскошной.  Цены на картины Матисса на аукционах зашкаливают.
А она дарила! И просила не называть свое имя.  А когда она попросила гражданство- ей не дали!
А еще она перевела на французский всего Паустовского. И с гордостью говорила, что русским подарила Матиссах, а французам - Паустовского.
Вот такая неестественная щедрость. И невероятная скромность. 

Больше чем любовь дрк фильм

http://chtoby-pomnili.com/page.php…

Натурщица для гения


https://m.youtube.com/watch?v=CCE365QR1Pc





P.S. дописываю продолжение.
Матисс умер в 1954 у Лидии на руках. Она взяла свои личные вещи и ушла из дома. На слелующий день вернулась жена, приехали дети.В завещании Лидии не было, это обсуждалось раньше. Вот поэтому эти ежегодные 2 картины в подарок. На потом.
Лидии было всего 44 года, но она осталась одна. Написала 2 книги о Матиссе. Она фотографировала все этапы работы художника, была секретарем и помощником при жизни и основным консультантом по его творчеству потом. Продолжала дарить работы Матисса России. Хорошо была знакома с Антоновой и Пиатровским. Принимала у себя и возила по матиссвским местам русских искусствоведов.
Жила очень скромно, ничего не продав. Наоборот продала свою квартиру, чтобы купить скульптуру Матисса и подарить ее музею.
Как умерла? Она покончила с собой, не хотела никому быть обузой. Ей исполнилось 88.


Apd. Из статьи от 3.11.16. http://www.chaskor.ru/article/lidiya_delektorskaya_-_muza_anri_matissa_41094
Все собрание работ Матисса, выставленное сейчас в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа, подарено ею. Причем делала это Лидия Делекторская очень деликатно. В письме к директору Эрмитажа в 1963 году она просит, а не предлагает принять в дар книги Матисса с эксклюзивной графикой.

«...если бы когда-нибудь было решено сделать, например, выставку книг, иллюстрированных Матиссом, я прошу прикрыть посвящение мне узенькой полоской белой же бумаги».

А однажды она сама привезла в Ленинград свой портрет и подарила его Эрмитажу. За свои дары она допускала лишь одну форму благодарности — выставки.

Урна с прахом Лидии Делекторской была привезена в 1998 году из Парижа и покоится под Санкт-Петербургом, на сельском кладбище в Павловске. На памятнике надпись: «Матисс сохранил ее красоту для вечности».

  • 1
Необыкновенно хороша! Во всём.

Читать долго, посмотри хоть один фильм. Таких женщин я не знала.

Ограничусь пока полученной от тебя информацией - пока собственный интерес не созрел. Спасибо1

Таня, какой рассказ интересный! Имя к своему стыду не слышала никогда!
Очень интересная женщина! А как ее дальше судьба сложилась?

Дописала в пост

Таня, грустная какая история жизни!
Но мне кажется, что она была счастлива... Матисс, воспоминания, дары!
Очень сильная женщина!

Женя, эта женщина уникальная! Ни в какие стандарты, рамки, наши представления- не попадает. Все вне! Все над!
Счастье? Возможно. Ее счастье, о котором она никому не рассказала, не поделилась, не похвасталась, не умилилась.

Ты права - именно уникальна!
Обязательно завтра скачаю фильм!
Спасибо тебе за такие просвещения нас!

Дописала в пост

Дописала в пост

Ушла из жизни так же, как Лиля Брик.

И на этот шаг нужно не только мужество, но и светлые мозги

Ох! Я посмотрела фильм. Спасибо, Танечка! Это открытие для меня. Необыкновенная женщина: гордая и интеллигентная, жертвенная и верная, любящая и преданная... не хватает слов.

Лен, там их два. Я ссылку дала, он не на ютубе.

Ссылка неправильная,

Таня, большое тебе спасибо за фильм и информацию.
тем самым ты украсила мою субботу.(иначе бы я пылесосила бы как придурочная по третьему разу))
не являюсь поклонницей творчества Матисса, увы.
нифига не понимаю, не образована, не обучена.
но история меня взволновала.
думаю самые верные слова о ней сказала Антонова(вот жеж эталон женщины для меня! красивая, сильная, мудрая)-если бы не встреча с Матиссом, Лидия бы не состоялась.
ты тот Харбин видела?
и всю ту нищету, и не только в финансовом плане...
в Лидии был потенциал, генно заложенный и выброшенный на помойку историческими событиями.
и Матисс его раскрыл. вернее помог ему раскрыться.
вот только эта фигня с наследством...
похоже перегнул он палку, подчеркивая ее место за рамкой.
ранил раной, которой она страдала всю жизнь.
доказывая, что "я с ним не за деньги".
но прожила она красиво и соответственно своему уровню.(хотя вот эта дурацкая червоточинка мне мешает быть в том уверенной, все же ей было не додано!))
пошла смотреть второй фильм.(а мне ведь надо мультфильмы на английском смотреть...ну где там!)))

С наследством все правильно. Ее загрызли бы наследники, засудили и обскандалили. То, чего она избегада всю их совместеую жизнь. Одна картина- это миллионы. Если бы она их продавала..,Матисс на это расчитывал и его совесть поэтому чиста.
С вторрй ссылкой напутала. Там в перечне выбрать нужно."больше, чем любовь"

а я так и поняла. ткнула именно туда. и потом еще весь вечер смотрела передачки оттуда)

Нашла случайно. Некоторые передачи очень интересные и сняты качественно.

продолжаю смотреть все подряд)) спасибо за наводку!

88?! Вот это да! И то, что покончила с собой... Именно в этом возрасте... Потрясающая история, ТАнь. Я ничего и не знала.

Я сначала злилась на Антонову. Она же ей картины передавала в последнее время. А потом нашла, что Антонова сделала книгу -альбом с перечнем всех картин, вопоминаний и пр. Жаль, что нп переиздавали.
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1814839/
А вот представить невозможно, что Лидия почувствовала, когда получила отказ в гражданстве

А меня другое потрясло - то, что в фильме говорят, что на ее похороны пришли лишь 5 человек дальних родственников. Ни Антонова, ни эти искусствоведы, кого она принимала на свои деньги в Париже, никто из тех, кто с упоением говорят о ней, не пришел. Позор, Тань. Что за люди?

Могу предположить, что им не сообщили, умерла же Лидия в Париже. Но иы права, посольские могли бы прийти, это же не из Москвы, Питера лететь.

Спасибо, дорогая, с наслаждением посмотрела фильм. Вот ведь ангельская женщина! И как же хорошо, что ей-таки не дали гражданство. Но это, видимо, неправильная и эгоистичная реакция - ей-то было горько. Но что ж, родина очередной раз показала свою мерзкую харю.

Тут же вспоминаются строки Г.К.Паустовского о первой встрече с Л.Делекторской. Его последующие трогательные письма к ней. Кто-то удачно сказал:"Она подарила России Матисса, а Франции Паустовского."

Мне кажется, это она сказала. Она перевела все обрание сочинений - 12 томов Паустовского.

Возможно и она. Я запомнил только саму фразу. А так....перевела.Да. Наверное, кроме прочих причин взяться за эту работу - это был неплохой способ борьбы с одиночеством.

Одиночество длилось 44 года. Она написала 2 фундамениалтные книги о Матиссе. Она во время его работы фотогпвфировала этапы и знала то, что никто не мог знать.
Потом при ее участии бвл открыт музей на севере Франции, где родился Матисс.
Помогала русским искусствоведам, приглашала во .Францию.
Но всегда жила одна.

Грустно это все. Очень грустно. А уж конец ее вообще за рамки выходит... Зачем дарила...

Как натура цельная, приняла решение и делала. Зная! Что уйдет в запасники. В 46 первый подарок, а потрм борьба с космополитизмом, расформировывание коллекции западного искусства и пр.
Надо бы Антонову почитать. Что она пишет об этом.

Как натура цельная, приняла решение и делала. Зная! Что уйдет в запасники. В 46 первый подарок, а потрм борьба с космополитизмом, расформировывание коллекции западного искусства и пр.
Надо бы Антонову почитать. Что она пишет об этом.

Сложно тут всё. Это вот так читаючи: муза, картины. Конечно, ей повезло пожить рядом с Матиссом, попасть в круг его знакомств. Потом он был, когда Делекторская вошла в его жизнь, уже признанным художником, с определённым уровнем жизни и возможностей. Но к этому - развал семьи, уход жены после сорока лет брака, дети, перед которыми Матисс как-то всё же оправдывался. И самое трудное, мне кажется, - положение беженки без права на работу, наверно, с нансеновским паспортом, без возможности учиться и получить образование / Лидия ведь поступила на медицинский факультет/.
Трудно музой быть, жертвенно.
Красивая женщина, чудесное лицо. Ещё бы такое не писать.

Все так. Отец Лидии был врачом. Родители умерли от эпидемии. Рсталась сиротой. И действительно полное бесправие, ни учебы, ни работы.
А Матиссу полное служение. Он был очень больным. Был рак, после операции прожил еще 13 лет, но как инвалид, продолжая работать. А его бессоницы. Она с ним сидела.
Редкой глубины и порядочности женщина.

Спасибо Вам огромное! Мужественная и благородная Женщина! Не будь её, он бы не протянул столько... И многого бы не создал. Такие люди, как Теодор Ван Гог, Иоханна . жена Теодора, как жена Шагала, и вот - Лидия, ИМХО, половину славы Метров принадлежит им.

Это точно. После операции рака, еще 13 лет. Он же был по сути инвалидом. Он без нее физически не мог ничего делать.
А славы она категорически не хотела и не искала. Может это настойчивое желание меня больше всего удивило и восхитило.
Поэтому прочитала все и в книге Сперлинг нашла объяснение.

Моя Учительница скульптуры была фанаткой Матиса, владела французским и много мне о нём рассказывала. Но почти ничего о Лидии, хотя имя мне запомнилось, бабушку так звали.
Ван Гог сказал как-то "своего рода известность мешает работать", да и Ежи Лец точно определил "Искра гения осветила нашу бездарность". А она провела столько лет рядом с Гением... Меня тоже восхитила её скромность, при стольких заслугах перед искусством. А еще - достойный уход. В 88 лет человеку свойственно цепляться за жизнь. И, хотя я противник самоубийства, её случай - исключение. Не знаю есть ли книга Сперлинг на русском, но если Вам не трудно. в двух словах - какое объяснение? Я пойму..

В двух словах я не умею. Сперлинг читала в он лайн на флибусте. Читала выборочно, только про то время, когда была рядом Лидия. Я столько за неделю прочитала, что может в сумме для меня и сложилась картина объяснения.
И начинать нужно с детства Лидии. В 13 лет потерять родителей, которые так любили. Эмиграция, Харбин, Франция, замужество, бесправие, развод, безденежье, ограниченное число мест и профессий, куда брали на работу, в 22 года попасть в семью художника-гения, бесприкословное, терпеливое выполнение обязанностей сиделки, непонимание собственной красоты, высокая планка гордости и достоинства, впитывание понимания художественной красоты рядом с гением, ухаживание за больным стариком,который по сути гениальный хрупкий ребенок, отстраненность от сплетен, домыслов, фантазий окружающих. Мадам Матисс ревновала не как к женщине, а как к части Матисса, которой стала Лидия.
И гения невозможно мерять общепринятыми мерками, а Лидия была по-своему гением, поэтому ее поступки (отношения с Матиссом и перелача всего России) изначально не понятны.
А где вы скульптуре учились?

Вы, при минимуме слов, максимально передали всё - редкая в мире способность, которой я всегда завидовал... А последнее предложение - только что почти дословно, еще не читая Ваш пост, повторил в письме о Чайковском, и, слушая все эти причитания о непонятности поступков Лидии, звучало в голове - она "Гений сердца!". Матисс действительно был маленьким ребенком, и дети его очень хорошо понимают. Дочери моя Учительница дала посмотреть альбом Метра, а потом краски. Правда рисунки мне не отдала при разбеге%-))) Меня так же взбесило количество человек на похоронах в России.
Ответить на Ваш вопрос так кратко, как Вы на мой я не смогу...
Если в двух словах, то "Нигде" и "Везде". С академической точки зрения, я скорее всего называюсь несколько унизительным самоучка. Начал поздно, всего 20 лет назад. Но Учительница была, что называется - от Б-га. Она получила глину - дворового пацана, смяла, и буквально вылепила из меня что-то, совсем другое, которое само лепит%-))))). Мой бронзовый "Шимшон" широко известен в очень узких кругах, но в чью-то работу "Современное еврейское искусство", говорят вошёл. Я не знаю английского, потому даже не ведаю, что за работа.

невероятная ...
спасибо тебе за очерк о ней
а ты читала про Дину Верни?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account