Previous Entry Share Next Entry
Останься пеной, Афродита!
vincenati

Второй день штормит. Волны широкие, мощные разбиваются о берег белой пушистой пеной.
"Останься пеной, Афродита!"
Стараюсь об'яснять Анне все подряд. Афродита, Венера,  богиня любви, Рождение Венеры, Венера Милосская и т.д и т.п.
Гугл под рукой, тут же картинки показываю. Из Лувра, Боттичелли.
Усваивает, впитывает. Под душем тут же облепилась пеной, крутит попой, прикрывпется длинными волосами, поет:
я- Афродита!
Читаю, откуда взялась Афродита.
Греки  с  неповторимой фантазией написали  сценарии всех мыльных опер. Такой накал страстей, эмоций!
Богине земли Гее осточертело, что ее муж Уран таскался по бабам. Месть придумала изощренную. Должна была только не вмешивать младшего сына Кроноса. Просто поговорить с мужем.
Кронос оскопил отца серпом. И зашвырнул гениталии в море!
Представили?
от капель крови в сочетании с семенем родилась Афродита.
Конечно про это я Анне не рассказала.


  • 1
О! Я год назад не смогла придумать как правильно объяснить Катарине появление Афродиты

Вот прямо так и дознавалась, кто папа- мама?
Анне показала много картинок и мы больше про красоту говорили.

Да!!! Все доступность интернета. Услышала этот миф и пришла за уточнениями. Так же я не знала что сказать, когда она пришла из детского сада и сказала, что у мальчиков не очень правильная пися.

Вот с этим у нас просто. Дети ( брату сейчас 4) моются в одной ванне и не обращают на это особого внимания. И вопросов пока никаких нет.

Ах, какой заголовок, Танечка!))


Лен, а какие ещё стихи посоветуешь? Я по твоей наводке уже выучила на нежной голубой эмали и золотистого меда струя.

Ой, да я ж у него много люблю, в том числе и трагического звучания.
На розвальнях, уложенных соломой,
Едва прикрытые рогожей роковой,
От Воробьевых гор до церковки знакомой
Мы ехали огромною Москвой.

А в Угличе играют дети в бабки
И пахнет хлеб, оставленный в печи.
По улицам меня везут без шапки,
И теплятся в часовне три свечи.

Не три свечи горели, а три встречи —
Одну из них сам Бог благословил,
Четвертой не бывать, а Рим далече —
И никогда он Рима не любил.

Ныряли сани в черные ухабы,
И возвращался с гульбища народ.
Худые мужики и злые бабы
Переминались у ворот.

Сырая даль от птичьих стай чернела,
И связанные руки затекли;
Царевича везут, немеет страшно тело —
И рыжую солому подожгли.

Спасибо, Лена. Не слышала. Это про Дмитрия? А вот про 3 свечи не понимаю. Мессии? Но кроме благословенного богом Христа и Моисея, никто на ум не идёт... Или это вообще-то другом?

Танечка, я тебе попозже что-нибудь вразумительное подберу про это стихотворение и кину ссылку, ок?

Вот хорошее толкование, Тань.
<...> по сравнению с "Камнем" строение образной ткани стихов Мандельштама стало неизмеримо сложней. В рассмотренных двух стихотворениях читателю легче разобраться, если он помнит, хотя бы смутно, миф о Федре и стихи Овидия и Тибулла – Батюшкова. Но когда в основе стихотворения лежит биографический эпизод, о котором читатель ничего не знает, то сплетение поэтических ассоциаций становится для него еще более загадочным.

Таково, например, стихотворение "На розвальнях, уложенных соломой...". Возникало оно, по-видимому, приблизительно так. Мандельштам в это время был влюблен в Марину Цветаеву. Они познакомились в 1915 г. в Коктебеле, виделись зимой в Петербурге, а в феврале 1916 г. он приехал в Москву, они ездили по городу, и она "дарила ему Москву"; памятью об этом у нее остались несколько стихотворений к нему ("Ты запрокидываешь голову..." и др.).

Цветаева любила отождествлять себя со своей тезкой Мариной Мнишек; Мандельштам оказывался в роли Самозванца, принявшего имя царевича Димитрия, убитого в Угличе. Цветаева вводила его в московское православие, как Мнишек вводила Лжедимитрия в римское католичество, – тема, близкая Мандельштаму по Чаадаеву. Цветаева быстро меняла свои увлечения, и Мандельштам предвидел себе скорый конец (так оно и оказалось: следующий его визит, летом 1916 г. в городок Александров, оказался неуместен и краток, о нем написано стихотворение "Не веря воскресенья чуду..." [Taubman, 1989; Vitins, 1989; Фрейдин, 1991].). Отсюда вереница ассоциаций: по Москве везут то ли убитого царевича для погребения, то ли связанного самозванца на казнь; над покойником горят три свечи, а над Русью занимается пожар Смуты, рыжий, как волосы Самозванца. Три свечи – реминисценция* из Цветаевой 1911 г.: "...Где-то пленнику приснились палачи. / Там, в ночи, кого-то душат, где-то там / Зажигаются кому-то три свечи". Три свечи ассоциируются с тремя встречами: Коктебель, Петербург, Москва, четвертой не бывать. Эти последние слова сразу напоминают старую идеологическую формулу: "Москва – третий Рим, а четвертому не бывать", и отсюда мысль переносится на тягу и вражду к Риму, общую для самозванца, Чаадаева и самого Мандельштама. Эта быстрая скачка мыслей – от свеч до Рима – вся вмещается в центральную строфу стихотворения: "Не три свечи горели, а три встречи – / Одну из них сам Бог благословил, / Четвертой не бывать, а Рим далече – / И никогда он Рима не любил".

Для читателя, который ничего не знает о Цветаевой и о поездках с нею по Москве, эта строфа загадочнее всего. Без нее перед нами – синтетическая картина Москвы Смутного времени, сложенная приблизительно так же, как картина Лондона в "Домби и сыне". Но три встречи – это могут быть и встречи трех Лжедимитриев с Москвой (и только одного "Бог благословил" поцарствовать), и встречи человечества с Богом (Рим, Византия, Москва, или: иудейство, католичество, православие, или: православие, католичество, протестантство), и, вероятно, многое другое. Мандельштам сознательно не дает читателю ключа в руки: чем шире расходятся смыслы из образного пучка стихотворения, тем это лучше для него. <...>
Источник: Гаспаров*, М.Л. Осип Мандельштам. Три его поэтики // О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики / М.Л.Гаспаров. –

Зачиталась просто! Вот таким образом понимаешь, что ничего не знаешь.
Конечно же я не читала Гаспарова. Я понимаю, что без знания не только биографии, но и предыдущей литературы, многого не понять.
Не сработает литературный код.
Спасибо, Леночка.

И вот это. Но ты их наверняка и без меня прекрасно знаешь)
Не веря воскресенья чуду,
На кладбище гуляли мы.
- Ты знаешь, мне земля повсюду
Напоминает те холмы
. . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . .
Где обрывается Россия
Над морем черным и глухим.

От монастырских косогоров
Широкий убегает луг.
Мне от владимирских просторов
Так не хотелося на юг,
Но в этой темной, деревянной
И юродивой слободе
С такой монашкою туманной
Остаться - значит быть беде.

Целую локоть загорелый
И лба кусочек восковой.
Я знаю - он остался белый
Под смуглой прядью золотой.
Целую кисть, где от браслета
Еще белеет полоса.
Тавриды пламенное лето
Творит такие чудеса.

Как скоро ты смуглянкой стала
И к Спасу бедному пришла,
Не отрываясь целовала,
А гордою в Москве была.
Нам остается только имя:
Чудесный звук, на долгий срок.
Прими ж ладонями моими
Пересыпаемый песок.

Ой, какое нежное! Написано не про чувства, но о чувствах.
Мне нравится, что везде Таврида.
Это удивительно, как за 3 года могут меняться ассоциации на слово! Скажи Крым!
Спасибо, Леночка!

Это Цветаевой посвящённое, с которой он познакомился в Крыму, написано в Москве, при их новой встрече.

Да ничего я ,Лена, не знаю! Стихи не любила , и не читала никогда. Это в последнее время меня прорвало. Когда стала наизусть ( средство от надвигающегося склероза) учить, то от многократного повторения начал проясняться смысл, стала ощущать то, о чем хотел сказать поэт.
Раньше для меня это было за закрытой дверью.

Вопрос нравственно-юридический. Считается ли Уран отцом Афрлдиты :)

И пусть анализ ДНК предоставят
И не раскрыта дальнейшая судьба Урана.
И как потом обходилась Гея? И спал ли потом спокойно сыночек?

эк вы глубоко копаете!)
я с внуком такие темы не завожу))

Так это я по ходу дела прочитала. Анне только картинки красавицы с об'яснит гармонии тела и эталона красоты. Ну и про красоту душевную поговорили.
А Гугл вширь и вглубь- засасывает просто.

Теперь понятно, почему "одни страдания от той любви")))


Ой, ты там почитай, как Афродита расправлялась с непокорными. Любить должны все! А как, с кем - это уже неважно.

Да, греки были большие выдумщики!

Согласись, что все последующее- это развитие ими уже придуманного

игры престолов тоже греческие наброски, судя по всему.

Так ничего нового под луной не придумано. Просто кроме Куна греческие мифы не читала. А там все уже прописано. Все варианты.

История известная, да :). Но в детстве достаточно пены... а там откуда эта пена, да почему не важно :))

Вот и я так думаю . И вопросов никогда не было. Там у греков такие немыслимые сочетания.
История мне больше оставила вопросов, чем оь'яснений.

а я в детстве прочитала Куна "мифы и легенд Древней Греции", но таких деталей не помню :) так что, могла и ты Анне всё рассказать :)

Так все мы кажется питались из одного источника. А там у греков , Маша, такая мифология!
Кун только важные линии пересказал. В общих чертах..

  • 1
?

Log in

No account? Create an account