vincenati (vincenati) wrote,
vincenati
vincenati

Categories:

Тициан и Собор Святого Петра

Какое солнечное утро в Риме! Зелень на деревьях нежная, незапыленная. Палаццо из белого травертина сияют, как будто вчера построены. Очень быстро дошли до Квиринале. Очереди на выставку нет. Порадовали группы детей, школьников и студентов.
Видимо мое настроение было настолько подавленным, что восторга не случилось.
Может быть потому что к Тициану я равнодушна. И когда его много, то мне много. Не знаю.  На первом этаже были выставлены картины на сакральные темы. Девы Марии с младенцами, огромные кресты с умирающим Христом. Оплакивания, вознесения, явления.
На втором этаже стало повеселее: портреты, красивые венецианки, изящные молодые люди. Венеру Урбинскую не привезли, но были Флора из Уффици, Красавица La bella из Питти, Кающаяся Магдалина, Юдифь.
Флору Тициан написал двадцатилетним. Вьющиеся медовые локоны - тициановские- будут у всех его красавиц.
Тициан прожил длинную жизнь. Весь 16 век. Родился он в горах в небедной семье.  Мальчиком отправлен учиться ремеслу у главного венецианского художника того времени Беллини. Кроме явного таланта был несомненный характер. Утверждают, что особого образования он не получил, упрекают в не знании латыни, но какие он писал письма!  
Чаще адресованные богатым заказчикам( императорам, дожам, князьям Урбинским и Гонзаго). Обычно тема писем связана с заказами и неплатежами. Может быть поэтому создалось впечатление, что Тициан был скаредным и говорил только о деньгах.
Портреты папы, венецианских дожей, императора Карла V и его сына Филиппа II.Концерт. Аллегория времени, управляемого разумом.
И все время не забываешь, что он был первым. Что Рубенс и Веласкес были потом. Что без него неизвестно, как развивалась бы живопись.
Последней картиной Тициана была картина, которой заканчивалась выставка - Наказание Марсия. Настоящий импрессионизм и ужас в духе Бэкона. Огромное полотно, где золотокудрый Аполлон свежует подвешенного за ноги сатира Марция. Все в клубах крови, шерсти, смрада.
И белая собачка, которую так любил Тициан укладывать в ноги обнаженным девам, здесь лакает кровь. А справа лицо задумчивого Мидаса ( это тот, у которого от прикосновений все превращалось в золото). Это автопортрет!
Известно, что он рисовал в свободной манере, не только кистью и шпателем, а пальцами. Я представляю это. Не одной кистью, а всеми пальцами, как пианист берет аккорды или делает размашистое  глиссандо.  

После выставки мы  решили пешком дойти до Сан Пьетро. 
Последний раз мы были в 2003 и тогда с Георгием залезли на купол и долго рассматривали мозаики, а потом гуляли на крыше.
В этот раз толпы туристов и паломников. Металлоискатели на входе, щелканье затворами фотоаппаратов. Суетящиеся люди с вытянутыми руками ( айпадами, андроидами и прочими гаддетами) окрики стань сюда, неуместные позы, улыбки.
Вечером ресторан galura . Уютный двор с пиниями и камфорным деревом. Безукоризненная сервировка и и
Tags: Рим, Тициан, путешествие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments