?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
"еврейский характер"
Faium
vincenati

По- моему, гениальный ответ Л. Улицкой журналу Лэхаим:

- Находите ли вы в себе специфические черты, присущие «еврейскому характеру»?

- Если вы мне объясните, что такое специфические еврейские черты, я попробую ответить на этот вопрос. Сама я на этот вопрос ответить не смогла бы, да и никогда так вопрос не ставила. А не кажется ли вам такая постановка вопроса антисемитской?


- Не кажется. В Италии каждый город имеет свой говор, отличающийся от соседского и свои этнографические особенности. Что уж говорить о больших этносах, веками формировавшихся на больших территориях. Конечно, евреи отличаются от других народов, поэтому вполне естественно говорить об особенностях разных народов.

Причем, не только на уровне стереотипов. Евреи - "умственные люди", сочетающие умствование с предприимчивостью, рационализм с предельной отвлечённостью. "Народ Книги", то есть, обмена, в том числе и культурного. Хотя, об экономических и финансовых талантах евреев я бы тоже не забывал.

- В России тоже каждый город имеет свой говор, жителя севера можно легко отличить от сибиряка или волжанина, а москвича от петербуржца.

Интеллигентный москвич говорит, “Акая” по-московски, вне зависимости от того, русский он или еврей. Что же касается этносов, проживающих на обширных территориях, то евреи, живущие в Испании, не понимали евреев, живущих в Германии или в Польше: одни былисефардами, другие ашкеназами, и общим был только язык богослужебный, древнееврейский, на котором в быту не разговаривали. И по сей день в Израиле, где живут и те, и другие, сохраняется это различие.

Можно ли в таком случае говорить о специфике? Существуют и колоссальные социальные различия, связанные с особенностями образования и среды. Моя среда - московские культурные, часто высокообразованные евреи, но также и русские, тоже из культурной среды.

Так вот разница между моими русскими и еврейскими друзьями - гораздо меньшая, чем между людьми малообразованными и культурными, к какой бы национальности они не принадлежали. Именно по этой причине мне труден разговор о специфических чертах евреев.

В пьесе Макса Фриша “Андорра” есть такой персонаж, который в одном переводе пьесыназывается “жидогляд”, а в другом “евреевед- это специалист по выявлению евреев. Пьеса - политический памфлет, но и сюжет очень интересен с точки зрения психологии.

Молодой человек из небольшого городка в силу тайных обстоятельств его рождения объявлен евреем, но на самом деле таковым не является. Но для окружающих он - типичный еврей, и они приписывают ему все мифические черты евреев. Поэтому у меня есть подозрение, что вашевысказвание “о еврейском сочетании умствования с предприимчивостью, рационализма с предельной отвлечённостью... и об экономических и финансовых талантах евреев” в этом же ряду, и вызывает у меня внутренний протест.

Хотя именно как генетик я осведомлена о том, что существуют такие гены, которые в еврейским популяциях встречаются чаще, чем, скажем, в шведских. Но, как правило, это связано с определенными генетическими болезнями, а не с качествами, за которые отвечает не один ген, а множество генов, распределенных к тому же разных хромосомах.

Вообще же именно очень тонкие исследования последних лет дают совершенно новую картину, отличную от прежних представлений о “национальных пакетах” генов. Разумеется, евреи - люди Книги: два с половиной тысячелетия, в течение которых еврейские мальчики с пяти лет начинали изучать

грамоту, и обучение это сводилось в конечном счете к “полировке мозгов”, а не только к затверживанию наизусть текстов из Торы, плюс система комментирования как способа изучения предмета, и все это дало блестящий результат.

Но замечен этот результат был только начиная с того времени, как евреи Австро-ВенгерскойИмперии после указа о толерантности в конце

Восемнадцатого века стали полноценными гражданами и начали получать светское образование (кстати, против этих “толерантных” указов евреи поначалу страшно бунтовали!), но через три-четыре поколения их дети и внуки стали получать нобелевские премии. Почему-то…

То есть, на “отполированные” схоластическими приемами мозги легла современная наука!

Но местечковые евреи, лишенные светского образования, довольно сильно отличались от образованных, и никаких нобелиатов там не наблюдалось. А генетика одна! Где будем искать специфические черты? Шов довольно заметный!




  • 1
ответ хороший, да, согласна. Но я лет 10 назад читала смешную книжку одной англичанки, не помню дословно как она называлась, потому что читала ее на английском, но название звучало примерно так: "Замужем за евреем". Книжка, в которой с юмором и любовью описывались специфические черты еврейских родственников мужа. Семейные обеды и т.д. Я ухохоталась помнится! И нашла много черт, которые присущи и моим еврейским родственникам...)) Особенно словесная реакция на какие-нибудь события... А еще моя бабушка говорила: "Есть евреи, есть жиды, так вот мы - евреи!" Это выражение почему-то всегда повергало меня в раздумья, чем же одни от других отличаются... и, кстати, абсолютно все евреи знают это выражение...))))

И никто не объясняет разницу вкладываемого смысла в значение этих слов. Считается, что жид- это оскорбительно. Хотя это еврей - не по- русски. Джудей.

Но мне понравилась выкладка про значение среды. Я знала, что Германия и Австро- венгрия дав гражданские права, дала миру очень великих 19, 20 веков. Как кстати отмена черты оседлости и в России. ( вот не хотелось бы со Солженицыным спорить по этому поводу)

самые либеральные евреи были в Германии, в 19 веке. Я на эту тему с одним мудрым рабби говорила... а что касается среды - то да, имеет значение...

Что вы подразумеваете под словом либеральные? Точнее, что вам мудрый рабби говорил?

Дело в том, что в конце 19 века еврейскую общину Германии обуяли либеральные мысли и настроения. И вот немецкие евреи решили, что женщины в синагоге не должны сидеть на балконе, отдельно от мужчин, а могут спустится в зал и сидеть вместе с мужчинами. Более того, по субботам, во время службы, женщин стало возможно вызывать для чтения Торы - может быть вы знаете, что каждую субботу читают отрывок из Торы (за год читают ее всю) и рабби вызывает читать самого уважаемого члена общины. Но женщинам это было запрещено. Так вот, в конце 19 века, собрался всемирный еврейский конгресс, чтобы решить, отошли ли немецкие евреи от традиции или остались в ней. Вообщем, хотя собравшиеся рабби и спорили несколько дней, но в конце пришли к выводу, что немецкие евреи все равно остаются в традиции иудейства. Но таким образом появились реформистские синагоги, а в 20 веке даже женщины-раввины. Их готовят всего в двух учебных заведениях. Женщины также получили право быть канторами. Я ходила и в хасидскую и реформистскую синагоги в Монреале. Везде хорошо, искренне, везде есть дух Божий. А немецкие евреи, пополнив свои ряды за последние годы (была целая программа по восстановлению численности еврейской общины - у меня куча знакомых уехала туда) так и остались самыми либеральными иудеями на свете - там почти все синагоги реформистские...

Да, очень любопытные рассуждения.

А давай поспорим?

С тобой? Ни-ко-гда!

  • 1