vincenati (vincenati) wrote,
vincenati
vincenati

Category:

Лидия Делекторская

В музее Матисса я наткнулась на имя Lidia Delektorskaya и вспомнила, как в 2004 году в Пушкинской привезли Триптих Матисса "Танец". Не тот знаменитый Щукинский  "Танец", с которого по сути началась слава Матисса. А другой , который Матисс делал по заказу Альберта Барнста в 30 годы.
Тогда под некоторыми картинами я заметила в скобках " Передано в дар Л.Делекторской" Мне кажется, что я даже записала себе выяснить, кто это.   И забыла.
И вот вчера снова это имя.


Целый день читаю статьи, смотрю фильмы. Но вопросов становится больше, чем получаемых ответов.
Хотя два документальный фильма будут вполне достаточными, чтобы узнать,  так кто такая Лидия Делекторская?  И почему она не известна, как Гала Дали,  Хохлова Пикассо,    Надя Леже?
Кто она? Модель,  любовница, сиделка, секретарь, прислуга? Да-да, все это вместе взятое.  И такое банальное и естественное "любовница"- приходит первое на ум и считается логичным  (ей 22, ему-63. Он знаменитый художник, она - сирота и уже разведенная нищая русская эмигрантка с ограничением прав на работу. Он с ворохом болезней, 3 приносящими хлопоты детьми, с больной неуравновешенной женой,  она кроткая,  работоспособная,   покладистая   и   необыкновенно красивая.)
Потом она не напишет мемуаров, всячески будет избегать интервью. 40 лет после смерти Матисса будет продолжать работать на него и его память. Но ничего о себе. Поэтому фразу из ее письма цитируют все:

Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова - нет, но в душевном отношении -- даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня - единственным смыслом жизни».
Вот так буквально и нужно понимать.
А если хочется подробностей,  то написана книга Хилари Сперлинг о Матиссе.  Она  переведена на русский в серии ЖЗЛ, ее второй день читаю, главы, где в жизни Матисса появилась Лидия. И все встает на свои места и становится стыдно про мысли о" любовнице".
Но что еще меня потрясло, что благодаря Лидии в  России сейчас одна  из самых полных коллекций Матисса. Начиная с 1945 года она дарила Эрмитажу и Пушкинскому работы Матисса, которые покупала (!) у него. А еще он каждый год на Рождество и день рождения дарил ей свою картину. Так он ей " обеспечивал" жизнь без него. Жизнь была бы роскошной.  Цены на картины Матисса на аукционах зашкаливают.
А она дарила! И просила не называть свое имя.  А когда она попросила гражданство- ей не дали!
А еще она перевела на французский всего Паустовского. И с гордостью говорила, что русским подарила Матиссах, а французам - Паустовского.
Вот такая неестественная щедрость. И невероятная скромность. 

Больше чем любовь дрк фильм

http://chtoby-pomnili.com/page.php…

Натурщица для гения


https://m.youtube.com/watch?v=CCE365QR1Pc





P.S. дописываю продолжение.
Матисс умер в 1954 у Лидии на руках. Она взяла свои личные вещи и ушла из дома. На слелующий день вернулась жена, приехали дети.В завещании Лидии не было, это обсуждалось раньше. Вот поэтому эти ежегодные 2 картины в подарок. На потом.
Лидии было всего 44 года, но она осталась одна. Написала 2 книги о Матиссе. Она фотографировала все этапы работы художника, была секретарем и помощником при жизни и основным консультантом по его творчеству потом. Продолжала дарить работы Матисса России. Хорошо была знакома с Антоновой и Пиатровским. Принимала у себя и возила по матиссвским местам русских искусствоведов.
Жила очень скромно, ничего не продав. Наоборот продала свою квартиру, чтобы купить скульптуру Матисса и подарить ее музею.
Как умерла? Она покончила с собой, не хотела никому быть обузой. Ей исполнилось 88.


Apd. Из статьи от 3.11.16. http://www.chaskor.ru/article/lidiya_delektorskaya_-_muza_anri_matissa_41094
Все собрание работ Матисса, выставленное сейчас в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа, подарено ею. Причем делала это Лидия Делекторская очень деликатно. В письме к директору Эрмитажа в 1963 году она просит, а не предлагает принять в дар книги Матисса с эксклюзивной графикой.

«...если бы когда-нибудь было решено сделать, например, выставку книг, иллюстрированных Матиссом, я прошу прикрыть посвящение мне узенькой полоской белой же бумаги».

А однажды она сама привезла в Ленинград свой портрет и подарила его Эрмитажу. За свои дары она допускала лишь одну форму благодарности — выставки.

Урна с прахом Лидии Делекторской была привезена в 1998 году из Парижа и покоится под Санкт-Петербургом, на сельском кладбище в Павловске. На памятнике надпись: «Матисс сохранил ее красоту для вечности».
Tags: Матисс, Ницца, ссылка, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments