Previous Entry Share Next Entry
Неожиданная Венеция
vincenati

Обещала Саше,  что  будем как настоящие добропорядочные пенсионеры медленно отдыхать, балуя тело. Как это было вчера вечером. Облачившись в пушистые халаты пошли в бассейн с термальной водой. На 1,5 часа замочили тушки в разные гидромассажные  емкости, потом плавали  под черным небом в открытом бассейне.  В приглушенной темноте алый спасательный круг, прислоненный к ногам почти античной мраморной скульптуры , выглядел современной инсталляцией.
Утром грязевые обертывания,  ванна с минеральной  водой и полный релакс.
Но я прочитала в местном журнале, что выставка 500 лет венецианского гетто закрывается в воскресенье.
Завтра в Венеции дождь, а в выходные лучше не соваться. Поэтому подняла мужа  и, наобещав всего на свете, потащила в Венецию. Долго вспоминали, когда были в Венеции последний  раз.  Первый- помню до деталей. Август 1990. Чувство эйфории и нереальности. Но может  это беременность так действовала,  через месяц я родила.
В дворце Дожей не была ни разу.  Поэтому мы сначала изучали выставку, а потом потерялись в бесконечных залах дворца. Роскошь вопиющая!
Размах- королевским дворцам должно быть стыдно за их нищенство.
Оглушенная искусством , ознакомились с тюрьмой. Сколько раз видела  мост вздохов,  а теперь смотрела изнутри в круглые леденцы окошек на лагуну.
И все это без обеда и с сашиной больной спиной!  Поэтому никакой паузы в музейном кафетерии. Я спешила на площадь, сейчас же темнеет рано.  Захватили краешек заката. Невероятно фотогеничного.
Стемнело тут же. Выпить горячего чаю и что-то съесть пришлось в первой попавшейся забегаловке.
Не спеша, возвращались на парковку.
В темноте Венеция еще фантастичней.  Мы шли по узким калле,  пересекали редкие площади с колодцем в центре , вскарабкивались на горбатые мостики. Вода в каналах стала чернильно- густой. Освещенные витрины  соревновновались сказочным содержанием: муранским стеклом, маскарадными масками, венецианскими тканями. Уставшие туристы либо уехали, либо уже ужинали. Венецианцы выгуливали собак, покупали фруукты прямо с лодки- плавучей фруктовой  лавки.








Тема: ИНТЕРЕСНО О ВЕНЕЦИИ









ИНТЕРЕСНО О ВЕНЕЦИИ

Во Дворце дожей проходит выставка «ВЕНЕЦИЯ, ЕВРЕИ и ЕВРОПА.
1516-2016». В 11 залах собраны ритуальные предметы из серебра и
золота, первый экземпляр Талмуда на иврите, напечатанный на
специальном печатном станке. Треть всех еврейских книг, изданных в
Европе до 1650 года, была напечатана в Венеции.
Представлена виртуальная конструкция гетто в разные исторические
периоды (когда можно провести ладонью по поверхности огромного экрана
и перенестись из одного века в другой). Можно также пройтись
виртуально по улицам венецианского гетто, даже заглядывая по пути в
кошерные рестораны. Техническая оснащенность современных музейных
выставок удивляет и радует не меньше, чем содержание самих выставок.
Первые еврейские семьи появились в Венеции в XIII в. Селились они
преимущественно на острове Джудекка (отсюда и название). Уже с
середины XIV в. евреи просили Сенат выделить им землю, на которой они
могли бы жить постоянно. На протяжении всего XV века евреев то звали в
Венецию, то изгоняли оттуда. Сенат руководствовался при этом не
симпатией или неприязнью к ним, а причинами вполне материального
свойства. Когда экономическое положение Венецианской республики
ухудшалось, евреев охотно принимали – при непременном условии, что они
откроют ссудные кассы, предоставляющие под установленный Сенатом
процент мелкие займы горожанам. В таком качестве евреи были полезны
вдвойне: они помогали Сенату выходить из финансового кризиса и
отвлекали на себя гнев бедняков, прибегавших к их услугам. Когда же
положение Республики улучшалось, евреям приказывали ее покинуть.
Единственным исключением из этого правила были еврейские врачи,
которые благодаря своему искусству в Средние века ценились выше их
коллег-христиан.
И вот 29 марта 1516 года Сенат Венецианской республики объявил, что
700 евреев, жившие в то время в «Светлейшей» республике Св. Марка,
должны переселиться в строго отведенную им часть города. Ее будут
охранять и запирать на ночь. Квартал получил название «гетто». Слово
произошло от находившихся рядом плавильных мастерских - «джетто».
«Новое джетто» и стало первым в истории местом сегрегации по
религиозному признаку. А заодно образцом для всех последующих гетто,
вплоть до ХХ века. По религиозному и этническому признаку селились
вместе, конечно, и раньше, но так, чтобы запирать на ночь и
наказывать, если окажешься снаружи, не бывало.
Сначала в Венецию приехали ашкенази — беженцы из Германии (само слово
«ашкенази» так и переводится — «немцы»). Именно они переделали
итальянское слово «джетто» в гортанное «гетто». Затем к ним
присоединились евреи из Прованса и из окрестных с Венецией областей, а
затем начался исход из Испании и Португалии, где евреям уже давно
предлагали на выбор - или принять христианство, или уехать. Самыми
многочисленными были волны беженцев из стран Магриба и Ближнего
Востока (Египет, Сирия), а также из Турции. Принимавших сторон,
впрочем, оказалось не так уж и много, одной из них и была Венеция.
Как раз тогда папа римский Лев X повелел изгнать евреев из итальянских
городов, а венецианцы предложили компромисс: «Иудеи должны селиться
все вместе в домах, которые находятся в районе Каннареджо, а чтобы не
выходили они оттуда по ночам, с одной стороны через мостик, а с другой
– через большой мост, должны быть построены двое ворот, которые будут
охранять четверо стражей-христиан, и оплачивать которых будут иудеи».
Надо сказать, что желание изоляции было взаимным. Евреи не хотели жить
среди христиан, желали следовать своим собственным законам, смешанные
браки категорически запрещались. Отдавая евреям в их полное
распоряжение целый квартал, власти Венецианской республики оказывали
им большую милость – ведь всё, что происходило на этой территории, не
подпадало под юрисдикцию христианских властей. Поэтому первоначально
право жить в гетто предоставлялось только избранным – ашкеназским
евреям и переселенцам из иудейских общин других итальянских городов.
Так появился символ еврейской жизни, просуществовавший в Европе более
четырех сотен лет: гетто.
Мало кто знает, что такая же сегрегация практиковалась не только по
отношению к евреям. Немцам, грекам, персам, туркам и армянам власти
Республики тоже предоставили по отдельному подворью, наложив множество
запретов на его обитателей. Торговля евреев по закону ограничивалась
лишь покупкой и продажей старого платья. Фактически же с этими
ограничениями мало считались, и по мере роста города разрастались и
отрасли еврейской торговли. Торговали самыми разнообразными товарами:
стеклянными, хрустальными и золотыми изделиями, обоями, вышивками,
книгами и т. д. С особым вниманием правительство присматривалось к
торговле драгоценными камнями - впрочем, все запреты не привели ни к
чему. В этой важной отрасли евреи завоевали себе столь прочную
репутацию, что даже коронованные особы Европы прибегали к их услугам.
На небольшом пространстве было создано 5 синагог (по количеству общин
евреев, приехавших из разных стран) – Итальянская, Немецкая,
Испанская, Левантийская, Кантональная. Поскольку иудаизм запрещает
заниматься изобразительными искусствами, синагоги проектировались
архитекторами-христианами. В век, когда повсюду в Венеции строились
необыкновенно красивые церкви, испанская община гетто пригласила
знаменитого архитектора Бальдассаре Лонгену спроектировать Испанскую
синагогу. Эта синагога стала первым архитектурным украшением района,
затмив собою всё, что было построено ранее. Да и сейчас она привлекает
взгляды туристов, оказавшихся в Старом гетто. Ее роскошный интерьер,
выдержанный в красных и золотых тонах, с великолепной резьбой по
темному дереву, считается одним из красивейших в Италии. Лонгена,
между прочим, создатель самой роскошной венецианской церкви –
Санта-Мария-делла-Салюте.
От ворот, когда-то по ночам отделявших христианскую Венецию от
иудейской, сейчас ничего не осталось – лишь внушительного размера
отверстия для петель в каменных стенах. А вот жилые дома сохранились
по сей день. Несмотря на ветхость и обшарпанные стены, они выглядят не
так уж мрачно. Конечно, дома снаружи совершенно непохожи на
великолепные сооружения, и поныне стоящие в районах Сан-Марко или
Санта-Кроче. Простота внешнего вида соблюдалась еще и для того, чтобы
не привлекать внимания и не вызывать зависти христиан, которые могли
заглянуть в этот район. Однако, войдя в дом, обнаруживаешь другой мир
– мир красоты и хорошего вкуса.
В гетто были консерватория и театр, здесь жили великолепные музыканты,
которые нередко приглашались в самые благородные венецианские дома.
Здесь работали над переводами древних текстов великие мудрецы, чьего
совета искали даже итальянские епископы. В XVI веке Венеция стала
признанным центром еврейской культуры, здесь получило развитие
книгопечатание и богословие. А занятия в музыкальных и танцевальных
школах, находящихся в гетто, охотно посещали многие добропорядочные
христиане из соседних кварталов. Живя в гетто, венецианские евреи
чувствовали себя в большей безопасности, чем где бы то ни было в
Европе, огражденные и от проявлений религиозного фанатизма, и от
произвола властей.
В XVII веке с замедлением экономической активности Венеции, из-за
сокращения ее внешней торговли, роль торговых связей евреев (особенно
с Левантом) значительно возросла. Еврейская община Венеции стала
богатейшей еврейской общиной Италии и второй после Рима по численности
еврейского населения, насчитывавшей в 1655 году около 5000 человек. На
отведенном пространстве жить становилось тесно, поэтому неудивительно,
что именно в гетто появились первые «небоскребы» — эти восьмиэтажные
дома до сих пор остаются одними из самых высоких зданий в Венеции.
Как ни странно, ущемленные в правах жители гетто питались в то время
разнообразнее, чем сами венецианцы. К воротам подкидывали все ненужное
и непонятное. Среди всех этих ингредиентов оказался и баклажан,
навсегда оставшийся «еврейским» овощем. Горький, да еще и черный,
привезенный из нехристианских стран, он скорее отпугивал, чем
привлекал. Его итальянское название melanzana понималось как «вредное
яблоко». Из Леванта в венецианское гетто попал рис с изюмом, который
здесь готовили и ели холодным, как в Стамбуле. Жители иберийского
полуострова научили своих соплеменников отмачивать соленую треску и
готовить бакалао. Фриттаты и фритто мисто — овощи в кляре — и были
теми самыми дешевыми уличными блюдами, которые еврейские торговцы
продавали венецианцам вразнос. И, конечно, пряности, миндальное
печенье и апельсины были наследием далекого Востока, с которым евреи
продолжали поддерживать торговые связи.
Благодаря евреям венецианцы попробовали фуа-гра, фаршированные гусиные
шейки и говяжьи колбасы, умение готовить которые привезено из
Германии, как и фаршированный карп, а также телячьи ножки и другие
блюда в желе. Кнейдлах, то есть клецки, превратились в венецианский
специалитет cugoli — ньокки из хлебных крошек.
Но, конечно, за всё приходилось платить, и цена зачастую была очень
высока: евреев обложили большими налогами, они не имели права
заниматься ремеслами, земледелием, виноделием и коммерческими
сделками. Им разрешались лишь торговля подержанными вещами, занятие
медициной и те денежно-банковские операции, которые были запрещены
христианам: ведь ростовщик торгует тем, что принадлежит только Богу, –
временем. Даже деньги, залог благополучия, в гетто воспринимались
по-другому. Богатство – а среди жителей гетто встречались довольно
обеспеченные люди – не давало еврею права переселиться в другой район
или, например, купить ремесленную мастерскую; оно предоставляло лишь
некоторые привилегии в самом сообществе. Если возвращавшийся вечером
домой еврей опаздывал к закрытию ворот, его жестоко наказывали,
невзирая на уровень достатка.
Хотя администрация Венеции постоянно находилась под папским влиянием,
в Венеции всё-таки господствовала некоторая терпимость, как это вообще
наблюдается в больших коммерческих и портовых городах: евреи, наравне
с другими иноверцами, пользовались правом свободного отправления
религиозных обрядов. Республика была сильна и хорошо организована; в
ней постоянно поддерживался внутренний порядок и свято выполнялись все
обязательства. «Condotta» («Правила») поэтому также в точности
соблюдались, а жизнь и имущество евреев всегда находили защиту закона.
Изредка там и сям происходили вспышки против евреев, однако они тотчас
же подавлялись и виновные подвергались строгим наказаниям.
В 1797 году Наполеон своим указом снял все ограничения на перемещения
евреев по городу и отменил статус венецианского гетто как резервации,
а евреи получили все гражданские права наравне с христианами. Ворота
гетто были торжественно сожжены в знак освобождения иудеев от
притеснений – и с тех пор гетто практически опустело. На этом
торжестве произнесено было много возвышенных речей; присутствовало
христианское духовенство, которому новый муниципалитет, в состав
которого вошли несколько евреев, выразил за это свою признательность.
В революцию 1848 г. Венеция почти без кровопролития принудила
австрийский гарнизон к сдаче и выбрала новое временное правительство,
в состав которого вошли два еврея — министр финансов Исаак Пезаро
Маврогонато и Леон Пиншерле. Президентом республики стал Даниеле Манин
(наполовину еврей).
После присоединения Венеции к Итальянскому королевству в 1866 году
евреи стали полноправными гражданами страны.
Во время Второй мировой войны нацисты депортировали из гетто в лагеря
смерти 205 человек. Их имена выгрированы на таблицах Мемориала жертвам
Холокоста.
Сегодня в бывшем еврейском гетто, который до сих пор остается главным
центром еврейской жизни в Венеции, проживает, по разным данным, от 150
до 300 иудеев. Здесь работает Еврейский музей, две синагоги, кошерный
ресторан и магазин. Есть также Центр по изучению еврейства, школа
(ешива), детский сад, дом для престарелых и гостиница.
В июле этого года в Венеции прошли уникальные театральные
представления. Международный театральный коллектив(Compagnia de
Colombari) совместно с венецианским университетом Ka'Фоскари поставил
“Венецианского купца” Шекспира в аутентичных декорациях древнего
гетто. Событие было приурочено к 500-летию создания гетто и 400-летию
смерти Уильяма Шекспира.
Также в Венеции состоялся костюмированный судебный процесс по делу
“Шейлок против Антонио”, в котором в качестве судьи выступила член
Верховного суда США Рут Бадер Гинзбург. Вердикт вынесен в соответствии
с современным международным правом.
Давид Бать










  • 1
Таня, а ссылку на отель можно?

Да, да, я присоединяюсь к просьбе.

Ах, хорошо! Гулять вот так, никуда не торопиться, выбирать - на какую выставку пойти...

Как не торопиться? Как не выбирать выставку?
В том то и дело, что столько планов, столько желаний, а стл и времени очень мало. Но то, что я могу ввбирать и торопиться- это такое счастье и привилегия

как здорово!))
больше ничего не скажу. просто позавидую.

Не завидуй -это разрушает. Расскажи, что у тебя хорошего. Годовщину отпраздновали?

боже, как прекрасно.
и как жаль, что добраться туда для меня пока совершенно неподъемно. грежу венецией!


Но можно грезить и готовиться. Никакой фильм, никакие фотографии не заменят ошущений, получаемых в городе

Хотя погода в Италии позволяет путешествовать с удовольствием даже в ноябре, очень обидно, что темнеет уже рано и не всегда, да и не в каждом городе хочется гулять в темноте ( остаётся шопинг, театр или рестораны).
Желаю приятных поездок. Три года назад я неделю жила в Падуе, оттуда ездила по окрестностям ( в Венецию ездила дважды - одного дня было чудовищно мало).

Вот и я поэтому не очень люблю зимние путешествия из-за короткого светового дня.
мы года 2 не ужинаем и поэтому лишены прекрасного времяпрепровождения по вечерам. Сейчас плавали в минеральном бассейне до 8 абсолютно одни. У лифта натыкались на разодетую публику, фланирующую к ресторанам

Венеция - это такое волшебство, которое никогда не забывается и все время хочется еще!

Так странно, что я много лет не попадала туда. А были годы, когда по 3-4 раза.

Как же я люблю Венецию! Аутентичные итальянцы смотрят на меня с некоторым удивлением - потому что снобы, считают, что в Венеции их, аутентичных, почти не осталось. Но меня этот город пробивает. А в Чеметере вы плавали? На могилы Бродского, Дягилева ходили?

На сан Микеле все никак не доеду.

Оба раза была в Венеции осенью. Как же там пахнет дымом из каминных труб!


Не унюхала. Вот странно, обычно я , как охотничья собака беру след, нюхаю, смотрю, щупаю...

У тебя и Венеция особенная...

Она такая, ТАКАЯ!

Мы осенью были тоже как в ноябре, но жили на Лидо и ездили на последних трамваях в центр погулять - у меня даже фото где то есть... на Сан Марко мы одни)))
И мостики уже поставили! И ты права - Венеция ночная - особенная!

Я-таки возьму себя в руки и организую правильную поездку в Венецию по моему масштабу, с полеым погружением. Скорее всего весной, чтобы день длиннее был. Жить на частной квартире, где-нибвдь в Канареджо или Дорсодуро. Выходить рано утром с рассветом за теплым хлебом и т.д..

я была в Венеции раз шесть, но ни разу не была во Дворце...
а ночную Венецию прочувствовала :)

За 26 лет впервые и я.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account