vincenati (vincenati) wrote,
vincenati
vincenati

Categories:

Джотто и не только

С Галей ходили в Третьяковку.
Давно так глубоко не погружались. Шли на выставку графики Серова и персональную выставку открытой мною этим летом Елены Поленовой, а оказалось, что там и Джотто и Антакольский и Дольче Наполи и мимо постоянной экспозиции трудно было мимо пройти.
Джотто.
Впервые привезли в Россию "Мадонна с младенцем" и двусторонний алтарный комплекс, состоящий из десяти образов, в обмен на иконы Рублева, которые увезли во Флоренцию.
И это символично. У Джотто и Рублева один источник- Византия. Но Джотто пошел дальше и стал ступенькой к итальянскому возрождению 700 лет тому назад.

Мой Джотто.



Впервые я увидела фрески Джотто в 1995 г в Ассизи. В базилике Сан Франциска.
Я тогда мало что знала и про Джотто и про Святого Франциска. Удивило, что старая церковь находилась внутри новой, как матрешки, вставленные одна в другую. Удивило бесконечное число паломников. Запомнился фрате в коричневой сутане, подпоясанной грубым шнурком, с голыми ногами в сандалиях. Он "помогал" засовывать милле лире в копилку на пожертвования. Часть бумажек он ловко запихивал в складки своего балахона. Видимо только мой атеистический взгляд усмотрел это.
А потом в 1997 году во время землетрясения обвалился свод верхней церкви. После первых сильных толчков в церковь вошли журналисты с камерами. И начался следующий толчек. Т.ч. все видели, как падали куски со сводов, подымая облака пыли. Потом все фрагменты потолка собрали в огромном ангаре и несколько лет пытались собрать огромный пазл. Восстановить оказалось невозможно, это же штукатурка, рассыпавшаяся в пыль. Теперь на свод специальными лазерами проецируют изображдение.
Следующий Джотто был в 1999 г в Падуе. Знаменитая Капелла дельи Скровеньи. Саша работал в Падуе и я с Георгием и папой приехали его навестить.
Тут я вставлю довольно длинный кусок из моей американской переписки с Наташей. Я тогда ездила на работу в Милан. Работала без обеда, чтобы забирать Георгия у бэбиситтера пораньше. Народ сваливал и я оставалась одна и писала письма Наташе. Ежедневно по часу!
В Падую мы приехали к обеду и пошли смотреть город. Папа уже месяц тут работает, а город не видел. Падуя - средневековый город с характерными галереями: это когда первые этажи открытые и ты не мокнешь под дождем и можно спрятаться от жгучего летнего солнца. Как в Болонье и Турине.
Главные достопримечательности - Собор Святого Антония и церковь Скровиньи с фресками Джотто.
Мы шли по абсолютно пустынному городу- обед это святое.
Церковь Скровиньи в архитектурном плане абсолютно простая: параллелепипед с одной закругленной стороной. Все стены и потолок расписаны фресками. Они великолепно сохранились: фон пронзительно синий. Трудно представить, что им 700 лет! В 2003 году будет юбилей. Что было в Америке 700 лет назад? А в России?
А тут такая удивительно добрая живопись (понимаю, что это фрески: но именно живо написаны).
Не чувствуешь торжественности и возвышенности, наоборот, что-то братское и родственное в подаче библейских сюжетов. Вроде сценки из жизни, подсмотренные в соседнем дворе, или на холме за городом. Действующие лица изображены очень по-человечески, не по канонам, не отстраненно. И лица красивые без религиозного фанатизма и отрешенности. Ряд с иллюстрациями к Ветхому завету. Выше – история жизни Христа.
Самое забавное, что когда ты поворачиваешься, чтобы выйти, твой расслабленный умиротворенный взгляд после сценок жития вдруг натыкается на Страшный суд. Просто страх и отторопь от чудовища, запихивающего в собственный рот грешников. Георгий просто испугался.
Действительно, тяжело им бедным средневековым было грешить, если таким напоминанием служила эта картинка.
А так поражает древность фресок и свежесть проблем, которые стоят постоянно перед человечеством: о понятии греха, справедливости, милосердия.
Энрико Скровиньи-богатый падуанец, был заказчиком фресок. Можно порадоваться, что у него было достаточно денег, позволивших оставить о себе такую память: стоять рядом с именем Джотто.
Вроде бы Скровиньи, построив церковь, мечтал искупить грех своего отца, известного падуанского ростовщика Ринальдо Скровиньи, которого Данте в «Божественной комедии» поместил в четвертом круге ада вместе с другими скупыми.
А еще мне понравилась фреска Бога в компании со Справедливостью и Милосердием. Неплохая компания. А на фреске Последней вечери Джотто посадил всех вокруг стола и видны лица, даже у сидящих сбоку головы повернуты. А Иудино лицо мы не видим. Забавно, что на фреске «Семь добродетелей и семь грехов» изображен Скровеньи-сын, естественно среди добродетелей и это по-моему, не очень корректно.
Интересно, а церкви в Америке как украшены? или они как у дона Марио все современные и без излишеств? Вот опять парадокс. Редкий итальянец задумается какие сокровища его окружают, что он может видеть и восхищаться, а ведь не смотрят и не восхищаются.




про остальные впечатления напишу позже.
Tags: Ассизи, Джотто, Москва, Падуя, музей, ностальгическое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments