vincenati

Categories:

Египет. Каир январь 2013

Вот зачем нужен жж. С бумажными дневниками намного сложнее. А так хлоп и по метке перечитываешь. Ведь про первую поездку точно писала. Но где эта запись?

Помню, как мы "уперлись" в невозможность получения визы. В египетском консульстве сбилась внушительная стая русских. Педантичный консул тряс в руке наши красные паспортины с гербом СССР и пытался устоять под натиском русских: нет такого государства СССР, как я могу гражданам несуществующей страны давать разрешение на в'езд в мою страну?

Мы гурьбой рванули в наше посольство и нам дали справку, что являемся гражданами России.

Но я хотела перепостить свой пост. Мне было интересно читать.

*****

10 лет назад мы проплыли Нил от Луксора до Суана. Каким было наше разочарование, когда выяснилось, что знаменитые пирамиды мы не увидим. Они около Каира, который не входил в наш маршрут. Поэтому, немного устав от пляжного отдыха, мы решили слетать в Каир. В самолете, загруженном в основном одними русскоговорящими туристами ( это перестало удивлять: табло в аэропорту Шарм состояло почти все из городов бывшего СССР. Только из Шереметьево 8 рейсов в день! ) 7 января- рождество в египте и выходной день. По пустой, пыльной дороге до Гизы нас домчали за полчаса вместо обычных 1,5. Из машины выходить не хотелось. Холодно! Стереотипы стали рушиться из-за ледяного ветра. Пирамиды показались намного меньше, чем представляла. Видимо в жарком мареве дрожащего воздуха пирамиды кажутся намного больше, чем это показалось нам. Солнце медленно поднималось из хаоса огромного города. Все было охрянно-желтого цвета: раскрошенные грани пирамид, пустыня за их спинами, верблюды, кучкой лежащие в укромном уголке, притрушенные песком погонщики. Ярким изумрудным пятном зеленела куча травы, которой завтракали верблюды. Неестественно синее высокое небо. И вся эта картинка под завывание хлесткого ледяного ветра. Слушать объяснения гида не было никаких сил, разглядывать пирамиды также. Появившиеся англичане во вьетнамках, шортах и носами цвета баклажан немного смирили с обстоятельствами. Мы приехали в брюках и кроссовках! В большую пирамиду не пускали- не работал свет. С облегчением юркнули в малую. В нее пришлось буквально заползать, согнувшись. В погребальной камере стоял гранитный саркофаг. Было тепло, но не хватало кислорода. Около третьей пирамиды стало немного легче: солнце поднималось, ветер стихал. Приехали туристические автобусы. Погонщики подняли на работу верблюдов. Каир- хаотичен и весь покрыт толстым слоем пыли. И мусор, кругом мусор. Ночной ветер кружит им пыльной спиралью. Музей Каира- совершенно уникальный. Во всех отношениях. Никогда не видела столько пыли ( не древней!) , неухоженности. Коллекция египетских ценностей непревзойденная, хотя я была и в Турине, и в Лондоне. Трудно представить, какими сокровищами обладали фараоны, если молодого малоправящего Тутанхамона отправили в мир иной с таким приданным. Все, что было найдено 1920 году, выставлено в музее и трудно поддается описанию, увиденные фильмы не помогают. В полутемном зале , кстати плохо охраняемом, мы готовы были часами разглядывать работу, не могу назвать словом ремесленник, а художников высочайшего мастерства и вкуса. Не успев перевести от восторга дыхание, увидела мои любимые Фаюмские портреты. Это совершенно другое восприятие, когда они лежат на том месте, для чего создавались, а не на стене в Бритиш музее или в нашем Пушкинском. Я знала, что это погребальные портреты, которые клали на месте лица запеленутой мумии, во времена правления Рима в Египте в 1-3 в н. э. Но одно дело знать, другое- видеть. И снова стоишь в ступоре и понимаешь, что это портреты не кисти Сомова, Крамского или Кранаха, Гольбейна. Что они были созданы, когда еще и иконы не были придуманы! Потом С. купил недешевые билеты, чтобы зайти в The royal mummies hall. Это просто ужас! Зачем они это сделали? Зачем? В стеклянных паралеллепипедах лежали растрепанные раздетые мумии фараонов. Я рада за современную науку и ее достижения, но получается некоторый абсурд. Половина древнего египетского государства, а может быть и больше, работало для великой идеи погребения, пардон, снаряжения в иной мир: пирамиды, могилы, ловушки для воров, украшения, саркофаги, предметы быта и развлечения. Мумифицировали, фаршировали, пеленали, облачали в маски, ожерелья, пояса, засовывали , как матрешек в расписанные саркофаги,чтобы потом наши современники раздели донага и засунули в стеклянный ящик на всеобщее обозрение. Что фараонам остается? Оскалить зубы, зажмурить глаза и сжать в кулачки засушенные скрещенные ручки. Еще две детали, чтобы не забыть. В 2011 году( жаль, что не указана более точная дата, но скорее всего это произошло уже после революции 25.01.11) целый стенд с украшениями Тутанхамона, которые вернул Метрополитан музей. По значимости материальной шаг незначительный, ( отноительно всех сокровищ), а по смысловой - огромный. И снова закралось сомнение, может не надо было возвращать? Там они были бы сохраннее и больше людей их бы увидело? На одном из стендов показан образец отреставрированной после разгрома во время революции статуэтки. Никаких других подробностей не узнали: что было разрушено, украдено неизвестно. Когда вышли из музея, увидели рядом обугленное огромное здание без окон. Поскольку тур у нас был индивидуальным, решила задать вопросы нашему гиду- молодой девушке в мусульманском платке. Она с жаром стала рассказывать, что к Мубароку относилась, как к отцу, правда ей не очень нравилось, что творилось в последние 10 лет его правления. Она была за революцию. Но против того, чтобы теперь больного президента, который мог удрать за границу, но не сделавший этого, держат в тюрьме. Теперешним правительством она недовольна. Потом мы бродили по восточному базару, но это неинтересно.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded